1. Выбор права, подлежащего применению к договору о создании юридического лица и к договору, связанному с осуществлением прав участника юридического лица, не может затрагивать действие императивных норм права страны места учреждения юридического лица по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 1202 настоящего Кодекса.
2. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору о создании юридического лица и к договору, связанному с осуществлением прав участника юридического лица, применяется право страны, в которой учреждено или подлежит учреждению юридическое лицо.
Задавайте ваши вопросы
Никто не задавал вопросов, вы будете первым.
Комментируемая статья содержит ответ на один из овополагих вопросов образования юридического лица с иностранным участием: о праве, применимом к договору о его создании. Им признается право страны, в которой согла договору подлежит учреждению такое юридическое лицо. Соответствующую коллизионную норму содержит и ст. 1202 ГК - в отношении личного закона юридического лица, которым считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Таким образом в ГК достигается единство в отношении коллизионного критерия, используемого для определения применимого права в указанных двух случаях.
Статья 1214 имеет императивный характер, не допуская соглашения сторон о выборе применимого права; именно для выделения особого характера коллизионной нормы соответствующее правило помещено в отдельной статье, в отличие от ОГЗ 1991 г., где все нормы о праве, применимом к обязательствам по внешнеэкономическим сделкам (от правила о свободе выбора сторонами применимого права в отношении прав и обязанностей сторон по указанным сделкам и до коллизионных норм для отдельных видов договоров, включая договор о создании совместного предприятия), были сосредоточены в одной ст. 166.
Предусмотренный комментируемой статьей коллизионный принцип совпадает с правилом ст. 1226 Модели ГК для стран СНГ, а также с соответствующими правилами, предусмотренными ст. 1286 Гражданского кодекса Армении 1998 г., ст. 1126 Гражданского кодекса Белоруссии 1998 г., ч. 1 ст. 1114 Гражданского кодекса Казахстана (Особенная часть, принятая в 1999 г.), ст. 1200 Гражданского кодекса Киргизии 1998 г. и ст. 1191 Гражданского кодекса Узбекистана 1996 г. В ч. 2 ст. 1114 Гражданского кодекса Казахстана дан перечень отношений, регулируемых указанной статьей, а именно: отношения по созданию и прекращению юридического лица, передаче доли участия в нем и другие отношения между участниками юридического лица, связанные с их взаимными правами и обязанностями (в том числе определяемые последующими соглашениями). Кроме того, в ч. 3 ст. 1114 Гражданского кодекса Казахстана предусмотрено, что ее положения применяются и в случае установления взаимных прав и обязанностей участников юридического лица с иностранным участием другими учредительными документами. В ст. 1200 Гражданского кодекса Киргизии и ст. 1191 Гражданского кодекса Узбекистана содержится указание на право страны, где учреждено совместное предприятие.
В Законе о международном частном праве Украины от 23 июня 2005 г. содержится отдельная ст. 46, именуемая "Право, которое применяется к учредительному договору юридического лица с иностранным участием". Как предусмотрено в названной статье, к учредительному договору, который является учредительным документом юридического лица с иностранным участием, применяется право государства, в котором будет созданное юридическое лицо.
В Законе о международном частном праве Азербайджана от 6 июня 2000 г. отсутствует коллизионная норма в отношении договора о создании юридического лица с иностранным участием. При определении применимого права, видимо, следует руководствоваться принципом наиболее тей связи, установленным в ст. 25.3. Согла правилу этой статьи "в случае отсутствия между сторонами соглашения о подлежащем применению праве к договорам, не предусмотренным статьями 25.1 и 25.2 настоящего Закона, применяется право страны, с которой наиболее те связан такой договор".
В Минской конвенции 1993 г. специальная коллизионная норма о праве, применимом к договору о создании юридического лица с иностранным участием, отсутствует. Сопоставительный анализ отдельных статей Конвенции выявляет в связи с этим определенное противоречие. Согла п. 3 ст. 23 правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено. По общему правилу юридическое лицо, в том числе с иностранным участием, учреждается путем заключения учредительного договора, который представляет собой гражданско-правовую сделку. Согла же ст. 41 Конвенции права и обязанности сторон по сделке определяются по законодательству места ее совершения, если иное не предусмотрено соглашением сторон. При подписании учредительного договора с иностранным участием не в стране учреждения юридического лица такое предприятие функционирует не в той стране, где подписан договор; в этом случае по ст. 41 Конвенции к такому договору применимо право страны места его заключения, а по ст. 23 - правоспособность предприятия определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено. Таким образом, возможна ситуация, когда учредительный договор (как гражданско-правовая сделка) регламентируется правом страны места его подписания, а правовой статус предприятия - правом государства, по законам которого оно было учреждено, т.е. ситуация, существовавшая до принятия правила п. 3 ст. 166 ОГЗ 1991 г., когда к договору о создании совместного предприятия применялось иностранное право, а правовое положение такого предприятия определялось по праву России.
Установление в комментируемой статье коллизионной нормы о праве, применимом к договору о создании юридического лица с иностранным участием, позволяет избежать в России подобного противоречия и обеспечивает единый подход как в отношении личного статута юридического лица в целом (ст. 1202 ГК), так и в отношении права, применимого к договору о создании юридического лица с иностранным участием.
Нормы относительно определения права, применимого к договору о создании юридического лица, предусмотрены и в законодательстве Италии, КНР и Швейцарии. Так, согла ст. 25 Закона Италии 1995 г. N 218 "Реформа итальянской системы международного частного права" общества, товарищества, ассоциации, фонды, а также любые другие правовые образования, как открытые, так и закрытые, даже если они не облад характером юридического лица, регулируются правом страны, на территории которой был завершен процесс их учреждения. Однако в случае, когда орган управления таких правовых образований находится в Италии или когда их овная деятельность осуществляется на территории Италии, применению подлежит итальянское право.
По общему правилу международные конвенции по коллизионным вопросам не содержат коллизионной нормы о праве, применимом к созданию предприятий с иностранными инвестициями на территории государств-участников. В ст. 1.2.f Регламента ЕС от 17 июня 2008 г. N 593/2008 "О праве, применимом к договорным обязательствам (Рим I)" (подлежит применению с 17 декабря 2009 г.), как и ранее в ст. 1 Римской конвенции о праве, применимом к договорным обязательствам, от 19 июня 1980 г., предусматривается, что из сферы применения Регламента исключены вопросы, регулируемые законодательством о компаниях или иных корпоративных и единоличных организациях в отношении создания, регистрации или, помимо прочего, правоспособности, внутренней организации или ликвидации компаний или иных корпоративных или единоличных организаций, а также личной ответственности руководителей и служащих по обязательствам компании или организаций.
Из текста Регламента ЕС от 17 июня 2008 г. N 593/2008 "О праве, применимом к договорным обязательствам" исключена возможность согласования применимого права по вопросам, регулируемым законодательством о компаниях по ключевым вопросам, прежде всего создания и регистрации компаний. Это представляется обованным, так как, во-первых, юридическое лицо с иностранным участием рассматривается как юридическое лицо национального права и его создание и деятельность регламентируются национальным законодательством о компаниях, которое имеет императивный характер.
В истории отечественного коллизионного права рассматриваемый вопрос был впервые разрешен в п. 3 ст. 166 ОГЗ 1991 г., согла которому к договору о создании совместного предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан применялось право страны, где учреждено совместное предприятие. Совместное предприятие представляло первую экономическую форму иностранного инвестирования и первую юридическую форму хозяйственного взаимодействия российских юридических лиц с иностранными инвесторами (многие из которых путем использования данной формы в период с 1987 г. до ноября 1991 г. получали выход на международный рынок). В доктрине отмечается, что становление российского законодательства об иностранных инвестициях едва ли не в большей степени, нежели история других сфер правового регулирования, отражает проблемы и противоречия переходного периода в развитии российской экономики.
По сравнению с п. 3 ст. 166 ОГЗ 1991 г. ст. 1214 содержит ряд важных новелл.
Во-первых, в ней отсутствует перечисление субъектов договора о создании совместного предприятия, перечень которых изменялся в ходе совершенствования российского законодательства об иностранных инвестициях (иностранные юридические лица и граждане - согла Постановлениям Совета Министров СССР от 13 января 1987 г. N 48 и N 49, четыре категории иностранных инвесторов согла ст. 1 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об иностранных инвестициях в РСФСР", шесть категорий иностранных инвесторов согла ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Данный подход соответствует также ст. 3 Конвенции о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г., заключенной государствами - участниками СНГ, в которой определено, что инвесторами могут быть государства, юридические и физические лица как Сторон, так и третьих стран, если иное не предусмотрено национальным законодательством Сторон.
Во-вторых, в ст. 1214 использовано новое наименование договора - вместо договора о создании совместного предприятия употреблен термин "договор о создании юридического лица с иностранным участием". Это связано с рядом факторов: расширением предоставленной ст. 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях" иностранному инвестору и российскому участнику соответствующего договора возможности выбора объекта инвестирования (а не только совместного предприятия); признанием в ст. 132 ГК предприятием не только разновидности юридического лица (что в настоящее время используется для обозначения государственного и муниципального унитарного предприятия - ст. ст. 113 - 115 ГК) и соответствующей формы производственной деятельности, но и имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
В пояснении нуждается термин "договор о создании юридического лица с иностранным участием". Как следует из п. п. 5 и 6 ст. 4 Федерального закона "Об иностранных инвестициях", правовая защита, гарантии и льготы, установленные названным Законом, распространяются на иностранного инвестора и коммерческие организации с иностранными инвестициями (включая российские коммерческие организации, получившие статус коммерческой организации с иностранными инвестициями), отвечие признакам, предусмотренным в указанном Законе. Согла ст. 50 ГК юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица российское (как и зарубежное) законодательство различает два вида документов: например, в ст. 52 ГК указывается, что юридическое лицо действует на овании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Полное товарищество (ст. 70 ГК) и товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст. 83 ГК) создся и действуют на овании учредительного договора, подписанного всеми участниками в полном товариществе, либо только полными товарищами в товариществе на вере, т.е. для данных двух видов объединения лиц в торговые товарищества документ, на овании которого они создся и действуют, именуется в ГК учредительным договором.
Что же касается объединений капиталов - хозяйственных обществ, то ГК содержит указание на учредительные документы соответствующего общества: в ст. 89 предусмотрено, что для общества с ограниченной ответственностью таковыми являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав; в ст. 98 предусмотрено, что для акционерного общества учредительным документом является его устав, утвержденный учредителями; кроме того, учредители акционерного общества заключ между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала общества, категории выпускаемых акций и порядок их размещения, а также иные условия, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Для трех других видов коммерческих организаций: производственного кооператива, государственного унитарного предприятия, ованного на праве хозяйственного ведения, и государственного унитарного предприятия учредительным документом является также устав (согла ст. 108 ГК устав утверждается общим собранием членов кооператива; согла ст. 114 ГК - уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления; согла ст. 115 ГК - Правительством РФ).
Следовательно, используемому в ст. 1214 понятию "договор о создании юридического лица с иностранным участием" соответствует учредительный договор, который может заключаться либо самими участниками соответствующей коммерческой организации, либо уполномоченными на то органами (в отношении двух указанных видов государственных унитарных предприятий). К уставу соответствующего юридического лица правило комментируемой статьи не относится, а правовое положение созданного на овании договора юридического лица с иностранным участием определяется в соответствии со ст. 1202 ГК.
В-третьих, правило ст. 1214 распространяется на договоры о создании юридического лица независимо от места нахождения такого юридического лица - на территории Российской Федерации или за рубежом.
В-четвертых, норма ст. 1214 отсылает к праву страны, "в которой согла договору подлежит учреждению юридическое лицо", тогда как в п. 3 ст. 166 ОГЗ 1991 г. содержалось указание на "право страны, где учреждено совместное предприятие". Данное уточнение имеет принципиальный характер, поскольку позволяет определить применимое к договору о создании юридического лица право не только на стадии, когда такое юридическое лицо уже создано (как это следовало из указанного правила ОГЗ 1991 г.), но и на более ранней стадии, когда спор возникает в ходе переговоров или в период после подписания договора, но до регистрации юридического лица, например, в связи с неисполнением партнерами обязанности по внесению соответствующей доли в уставный капитал.
Правило комментируемой статьи представляет двустороннюю коллизионную норму, подлежащую применению при рассмотрении государственными судами или международными третейскими судами в России или за рубежом спора из договора о создании юридического лица с иностранным участием.