1. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.
2. Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права:
1) исключительное право;
2) право авторства.
3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат также другие права, в том числе право на получение патента, право на вознаграждение за служебное изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Задавайте ваши вопросы
Никто не задавал вопросов, вы будете первым.
Комментируемая статья детализирует положения, предусмотренные ст. 1226 ГК РФ ("Интеллектуальные права") в сфере патентного права.
Введение в ГК РФ новой категории прав - "интеллектуальные права" означает, помимо отказа от термина "интеллектуальная собственность", - который лишь формально обозначен в ст. 1225 ГК РФ, появление родового понятия, в которое в качестве видового входят понятия "исключительное право", "личное неимущественное право", "иное право", что в определенной степени снимает остроту дискуссии относительно того, входит ли личное неимущественное право, учитывая большую степень его исключительности, в состав исключительного права, имеющего имущественный характер.
Уместно отметить, что сам термин "интеллектуальные права" не является новым, его ввел в обиход еще в 1879 г. бельгийский юрист Э. Пикар, согла воззрениям которого интеллектуальные права считались правами sui generis, находящимися вне классической триады вещных, обязательственных и личных прав. В России концепцию интеллектуальных прав отстаивал В.А. Дозорцев (Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. ст. М., 2005).
Термин "интеллектуальные права" нигде в мире не прижился. Этот термин не используется в международных договорах Российской Федерации, отсутствует он и в законодательствах зарубежных стран.
Пункт 1 комментируемой статьи определяет, что интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.
Обобщий термин "интеллектуальные права" в сфере патентного права больше не используется. Произошла дифференциация, и термин "интеллектуальные права" уступает место термину "патентные права". Никакой правовой нагрузки такая дифференциация, на мой взгляд, не несет (если не считать по сути фактическое вытеснение из правового лексикона термина "интеллектуальная собственность"), что свидетельствует об искусственном и противоречивом характере указанной правовой конструкции.
В пунктах 2 и 3 данной статьи установлены виды прав, принадлежащих автору изобретения, полезной модели или промышленного образца: исключительное право; право авторства; другие права. В ст. 1226 ГК РФ, имеющей общий характер, помимо исключительного права и личных неимущественных прав, предусмотрены иные права. Указанную несогласованность в терминологии в комментируемой статье можно отнести к издержкам юридической техники, не имеющей решего значения для существа дела, поскольку оба термина можно рассматривать в качестве синонимов.
Указание только автора в качестве субъекта рассматриваемых прав свидетельствует о том, что именно с личностью автора связано возникновение патентных прав, которые в указанном контексте рассматрився как первоначальные права.
Вместе с тем следует указать на несколько гипертрофированный характер главенствующей роли автора в патентно-правовых отношениях, особенно в части принадлежности ему исключительного права, что не присуще законодательствам государств с развитым правопорядком. В связи с вышеизложенным, положение о принадлежности автору исключительного права следует толковать таким образом, что автор получает это право только после выдачи ему патента, т.е. когда он становится патентообладателем (см. комментарий к ст. 1358 ГК РФ).
В противном случае, если толковать эту норму буквально, автор, не являющийся патентообладателем, может всегда претендовать на исключительное право наряду с действительным патентообладателем, что противоречит принципам патентного права.
В пункте 2 комментируемой статьи в качестве овных прав автора изобретения, полезной модели или промышленного образца выделены исключительное право, являющееся имущественным правом, и право авторства, являющееся личным неимущественным правом, содержание которых охарактеризовано соответственно в ст. 1358 ГК РФ (см. комментарий к ней) и в ст. 1356 ГК РФ (см. комментарий к этой статье). Указанное разграничение общепринято в мировой патентной практике. Оно закреплено в законодательствах государств с развитым правопорядком и в нормативных правовых актах международных организаций, в том числе и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Другие права, круг которых очерчен в п. 3 комментируемой статьи рамками ГК РФ, закреплены в этом пункте в форме открытого перечня прав. В этом перечне непосредственно указаны право на получение патента, содержание которого раскрыто в ст. 1357 ГК РФ (см. комментарий к ней), и право на вознаграждение за использование служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца, содержание которого раскрыто в ст. 1370 ГК РФ (см. комментарий к ней). Упомянутые выше права имеют имущественный характер.
К числу других патентных прав, предусмотренных ГК РФ и имеющих имущественный характер, можно отнести право на вознаграждение за использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, созданных при выполнении работ по договору (см. комментарий к ст. 1371 ГК РФ), право на вознаграждение за использование промышленного образца, созданного по заказу (см. комментарий к ст. 1372 ГК РФ), право на вознаграждение за использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту (см. комментарий к ст. 1373 ГК РФ).
Что касается вопроса о содержании права на получение патента (имущественное ли это право или личное неимущественное право), то однозначно ответить на этот вопрос невозможно без дополнительного анализа, который уместно провести при комментарии ст. 1357 ГК РФ.