Статья 1196 ГК РФ. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица

Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Комментарии к статье

Первое предложение ст. 1196 содержит двустороннюю коллизионную норму, согла которой гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. Под "физическими лицами" понимся российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства (см. комментарий к ст. 1195). Ранее в силу п. 1 ст. 160 ОГЗ 1991 г. правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определялась по российскому праву.

В российском праве под гражданской правоспособностью физического лица понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности (ст. 17 ГК). Вопрос о праве, подлежащем применению к правоспособности, может возникнуть вследствие того, что законодательство зарубежных стран неодинаково подходит к его решению. Например, согла п. 2 ст. 17 ГК правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. статьей 30 Гражданского кодекса Испании предусматривается, что ребенок считается рожденным и обладает гражданской правоспособностью, если он проживет 24 часа с момента отделения от материнского организма. Поэтому может встать вопрос, по праву какой страны следует определять правоспособность испанского гражданина, родившегося в России и прожившего, например, 12 часов.

Статья 1196 содержит коллизионную норму относительно общей правоспособности. В то же время в раздел VI ГК включены нормы о специальной правоспособности: право- и дееспособности предпринимателей (ст. 1201 ГК), объявлении физического лица умершим, что ведет к прекращению его правоспособности (ст. 1200 ГК).

Из содержания ст. 1196 следует, что если российский гражданин имеет также иностранное гражданство, его правоспособность определяется по российскому праву.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 октября 2003 г. (дело N Ф03-А04/03-2/2026) рассматривался вопрос о праве иностранного гражданина зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью. В Постановлении отмечается, что иностранные граждане в соответствии со ст. 1196 ГК пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Если иностранный гражданин имеет место жительства в России, то его правоспособность определяется российским правом. Если иностранный гражданин имеет гражданство нескольких государств, его правоспособность определяется правом страны, в которой он имеет постоянное место жительства. Гражданская правоспособность лица без гражданства определяется правом страны, в которой оно имеет постоянное место жительства (см. комментарий к ст. 1195). Гражданская правоспособность беженца определяется правом страны, которая предоставила ему убежище. Если, например, Россия предоставила иностранному гражданину убежище и у него имеется удостоверение беженца, выданное в России, то правоспособность этого лица будет определяться по российскому праву.

Модель ГК для стран СНГ (п. 1 ст. 1204) исходит из определения правоспособности физического лица по его личному закону. Аналогичны правила п. 1 ст. 1104 Гражданского кодекса Белоруссии, п. 1 ст. 1178 Гражданского кодекса Киргизии, ст. 1169 Гражданского кодекса Узбекистана, п. 1 ст. 17 Закона о международном частном праве Украины, п. 1 ст. 49 Кодекса международного частного права Болгарии. Законодательство ряда зарубежных стран также решает вопросы правоспособности. Так, согла ст. 12 Закона Лихтенштейна правоспособность физического лица определяется в соответствии с его личным законом. Личным же законом физического лица является право того государства, к которому оно принадлежит (п. 1 ст. 10 Закона Лихтенштейна). Сходные нормы содержат законы Австрии (§ 12), Венгрии (§ 10 Указа), Испании (ст. 9 Гражданского кодекса), Румынии (ст. 11).

Отсылка в ст. 1196 к личному закону физического лица, в частности иностранного гражданина, в силу ст. 7 ГК применяться не должна, если международный договор Российской Федерации устанавливает иное. Здесь следует указать на договор о правовой помощи с Венгрией от 15 июля 1958 г. в редакции Протокола от 19 октября 1971 г., где предусмотрено, что правоспособность лица определяется законодательством того государства, гражданином которого оно является (ст. 24). Поэтому правоспособность венгерского гражданина, постоянно проживего в России, будет определяться не по российскому праву (согла п. 3 ст. 1195), а по венгерскому.


Статья 1196 содержит также норму, согла которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом. Эта норма сохраняет регулирование, установленное п. 1 ст. 160 ОГЗ 1991 г.

Общий принцип предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима установлен ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согла которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных международным договором и федеральным законом. Аналогичную норму предусматривает и Закон о правовом положении иностранных граждан (ст. 4).

Так же решен вопрос и в Модели ГК для стран СНГ (п. 2 ст. 1205), и в законодательстве стран СНГ, а также ряда других иностранных государств.

Предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства национального режима закреплено также в Минской конвенции 1993 г. (п. 1 ст. 1), в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 г., Конвенции стран Содружества Независимых Государств о правах и овных свободах человека от 26 мая 1995 г., международных договорах Российской Федерации с Казахстаном от 20 января 1995 г., Киргизией от 13 октября 1995 г., Туркменией от 18 мая 1995 г. и Арменией от 29 августа 1997 г., касихся проблем правового статуса граждан, в двусторонних договорах Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Так, согла ст. 1 Договора о правовой помощи с Испанией от 26 октября 1990 г. граждане государства-участника пользуются на территории другого государства-участника - в отношении личных и имущественных прав - такой же правовой защитой, что и собственные граждане. Аналогичны нормы договоров о правовой помощи с Албанией от 30 июня 1958 г. (п. 1 ст. 1), Грецией от 25 мая 1981 г. (п. 1 ст. 1), Латвией от 3 февраля 1993 г. (п. 1 ст. 1), Польшей от 16 сентября 1996 г. (п. 1 ст. 1).

Количество законодательных актов, которые устанавлив предусмотренные ст. 1196 изъятия из национального режима, сравнительно невелико. Например, ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения определяет, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Согла Земельному кодексу (п. 3 ст. 15) "иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами".

В отличие от российских граждан иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается Кодексом (п. 5 ст. 28 Земельного кодекса).

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (ст. 13) членами сельскохозяйственного производственного кооператива могут быть только российские граждане.

Определенные ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства установлены ГК. Например, согла ст. 1336 исключительное право изготовителя базы данных действует на территории Российской Федерации, если изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, на условиях взаимности или в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. статья 1341 предусматривает, что исключительное право публикатора распространяется на произведение:

а) обнародованное на территории Российской Федерации, независимо от гражданства публикатора;

б) обнародованное за пределами территории Российской Федерации российским гражданином;

в) обнародованное за пределами территории Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства на условиях взаимности;

г) в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и Закон РФ "О недрах" устанавлив специальные правила для иностранных физических лиц.

Ряд российских законов ограничив право иностранных граждан заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности. Так, иностранцы не могут быть судьями, прокурорами, нотариусами, милиционерами, командирами воздушного судна, которое относится к коммерческой гражданской авиации, капитанами судов, плавих под флагом Российской Федерации.


Вопросы пользователей (0)

Задавайте ваши вопросы

Никто не задавал вопросов, вы будете первым.


Написать