Статья 1169 ГК РФ. Преимущественное право на предметы обычной домашней обстановки и обихода при разделе наследства

Наследник, проживавший на день открытия наследства совместно с наследодателем, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли предметов обычной домашней обстановки и обихода.

Комментарии к статье

Комментируемая статья внесла существенные изменения в порядок наследования предметов обычной домашней обстановки и обихода. Первая новелла заключается в том, что соответствующие предметы входят в состав наследства и наследуются на общих ованиях. Это означает, что они переходят только к наследникам, принявшим наследство (а не к любым из перечисленных в законе наследников, как это предусматривалось ст. 533 ГК 1964 г.), в счет их наследственной доли (а не независимо от нее, как это предусматривалось ранее).

Вторая новелла связана с установлением преимущественного права на получение при разделе наследства предметов обычной домашней обстановки и обихода тем из наследников как по закону, так и по завещанию, кто проживал на день открытия наследства совместно с наследодателем. В соответствии с ранее действовавшим законодательством (ст. 533 ГК 1964 г.) таким правом обладал независимо от очереди лишь наследник по закону, проживавший к моменту открытия наследства совместно с наследодателем не менее года.

Третья новелла заключается в том, что преимущественное право на получение в счет своей доли предметов обычной домашней обстановки и обихода подлежит применению к разделу наследственного имущества в течение трех лет со дня открытия наследства (ч. 2 ст. 1164 ГК).


Как представляется, названные различия не изменяют правовую природу получения наследниками предметов обычной домашней обстановки и обихода, а лишь вводят новые формулировки, направленные на более справедливое и адекватное определение круга лиц, имеющих право на получение этих предметов.

Если ранее действовавшее законодательство предписывало передачу предметов обычной домашней обстановки и обихода лишь наследникам по закону независимо от очереди их призвания к наследованию, т.е., по существу, устанавливало применительно к этим предметам своего рода дополнительную, "параллельную" призываемой к наследованию очередь, то комментируемая статья предоставляет преимущественное право на получение этих предметов при разделе наследства тем из наследников (как по закону, так и по завещанию), которые призваны к наследованию и, более того, приняли наследство.

В разделе V ГК сохранен ранее действовавший (ст. 533, ч. 1 ст. 534 ГК 1964 г.) порядок наследования предметов обычной домашней обстановки и обихода применительно к случаю, когда названные предметы были наследодателем распределены в завещании между конкретными наследниками. В этом случае указанное имущество подлежит наследованию в соответствии с завещанием, и правила комментируемой статьи на него не распространяются. Наследники по завещанию смогут воспользоваться установленным комментируемой статьей порядком лишь в случае, если предметы обычной домашней обстановки попали в состав наследства, которое завещано им без указания наследуемого каждым из них имущества (ч. 1 ст. 1164 ГК).


Выбор законодателем иного юридико-технического приема для установления порядка перехода к наследникам предметов обычной домашней обстановки и обихода (наделение определенных наследников преимущественным правом на их получение при разделе наследства) не должен порождать сомнение, что овой для такого перехода является пользование наследниками соответствующими предметами совместно с наследодателем. На это прямо указывает комментируемая статья, наделяя преимущественным правом лишь тех наследников, которые на день открытия наследства проживали совместно с наследодателем. Поэтому должна сохранить свое значение судебная практика, сложившаяся применительно к ранее действовавшему законодательству (ст. 533 ГК 1964 г.), в соответствии с которой под совместным проживанием понималось не просто проживание наследника на одной жилой площади с наследодателем, а пользование указанными предметами для удовлетворения своих повседневных бытовых нужд (см. п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 1 июля 1966 г. N 6 "О судебной практике по делам о наследовании").


Иначе обстоит дело с другим правилом, сложившимся в судебной и нотариальной практике применения ранее действовавшего законодательства. При наличии среди наследников нескольких лиц, подпадих под требование об условиях передачи им предметов домашней обстановки и обихода, имелось в виду, что эти наследники делят их между собой поровну. Отсутствие привязки к размерам наследственных долей при этом было вполне обованным, так как в силу ст. 533 ГК 1964 г. предметы обычной домашней обстановки и обихода переходили к наследникам по закону независимо от их наследственной доли.

С учетом того, что комментируемая статья предписывает при разделе наследства передачу этих предметов соответствующим наследникам в счет их наследственной доли, необходимо определять и правила распределения предметов обычной домашней обстановки и обихода применительно к случаю, когда условиям наделения преимущественным правом отвечает не один, а несколько наследников. Очевидно, что эти предметы должны распределяться между наследниками пропорционально их наследственным долям.


Комментируемая статья, как и ранее действовавшее законодательство, не содержит сколько-нибудь определенных критериев отнесения того или иного имущества к предметам обычной домашней обстановки и обихода; поэтому, очевидно, сохраняет значение судебная и нотариальная практика, сложившаяся ранее при применении данного института.

Что касается состава предметов обычной домашней обстановки и обихода, то судебная практика, относя к ним телевизоры, радиоприемники, различные бытовые электроприборы, столовую посуду, кухонную утварь, художественную литературу и т.п., вполне определенно исключала из данного круга жилой дом, автомобиль, произведения искусства, ценные коллекции, вещи, использовавшиеся наследодателем для профессиональной деятельности.

В то же время спор между наследниками по вопросу о том, какое имущество следует включать в состав предметов обычной домашней обстановки и обихода, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств дела, а также местных обычаев. При этом независимо от их целевого назначения не могут рассматриваться в качестве предметов обычной домашней обстановки и обихода антикварные предметы, а также предметы, представляющие художественную, историческую или иную ценность.


Правила комментируемой статьи применяются в случае, когда наследникам не удается договориться о полюбовном разделе наследства, в состав которого входят предметы обычной домашней обстановки и обихода, и раздел наследства (а равно и выдел из него доли) осуществляется в судебном порядке.


Вопросы пользователей (0)

Задавайте ваши вопросы

Никто не задавал вопросов, вы будете первым.


Написать