1. Несоразмерность наследственного имущества, о преимущественном праве на получение которого заявляет наследник на овании статьи 1168 или 1169 настоящего Кодекса, с наследственной долей этого наследника устраняется передачей этим наследником остальным наследникам другого имущества из состава наследства или предоставлением иной компенсации, в том числе выплатой соответствующей денежной суммы.
2. Если соглашением между всеми наследниками не установлено иное, осуществление кем-либо из них преимущественного права возможно после предоставления соответствующей компенсации другим наследникам.
Задавайте ваши вопросы
Никто не задавал вопросов, вы будете первым.
По общему правилу несоразмерность получаемого наследником в натуре наследственного имущества с причитейся ему в силу закона или завещания наследственной долей подлежит компенсации в соответствии с нормами п. п. 3 и 4 ст. 252 ГК о разделе имущества, находящегося в общей долевой собственности, и выделе из него доли. Эти правила подробно рассмотрены выше (см. п. п. 4 - 8 комментария к ст. 1165). Комментируемая статья устанавливает правила о компенсации несоразмерности наследственного имущества, возникей в результате реализации кем-либо из наследников преимущественного права на получение в счет своей наследственной доли неделимой вещи (ст. 1168 ГК) или предметов обычной домашней обстановки и обихода (ст. 1169 ГК).
Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что несоразмерность наследственного имущества, выделенного наследнику в натуре в результате реализации предусмотренного ст. ст. 1168 и 1169 ГК преимущественного права, с наследственной долей, причитейся этому наследнику, устраняется путем передачи этим наследником остальным наследникам, участвующим в разделе находящегося в общей долевой собственности наследственного имущества (ст. 1164 ГК), иного имущества из состава наследства или предоставлением иной компенсации, в том числе выплатой соответствующей денежной суммы.
Более развернутая формулировка п. 1 комментируемой статьи, в которой перечисляются возможные виды компенсации и прежде всего особо подчеркивается, что такая компенсация может состоять в передаче имущества, не входящего в состав наследства, как уже отмечалось (см. п. 7 комментария к ст. 1165), не означает, что такое имущество не может стать предметом компенсации, выплачиваемой в порядке п. п. 3 и 4 ст. 252 ГК. Упоминание в п. 1 комментируемой статьи об "иной компенсации" объясняется особенностями сложившейся нотариальной практики, не всегда признававшей правомерность такого раздела наследства, когда в порядке компенсации несоразмерности раздела одним наследником передавалось другим наследникам имущество, не входящее в состав наследства.
Как уже отмечалось, комментируемая статья устанавливает специальные правила компенсации несоразмерности, возникей в результате реализации преимущественного права, предусмотренного ст. ст. 1168 и 1169 ГК. В связи с этим возникает вопрос о применимости к такой компенсации общих правил о компенсации несоразмерности, возникей при разделе имущества, находящегося в общей долевой собственности, в частности правила о замене предоставления имущества в натуре на денежную компенсацию только с согласия соответствующего сособственника (абз. 2 п. 4 ст. 252 ГК). С учетом указания ч. 2 ст. 1164 ГК, отдей приоритет положениям гл. 16 ГК, при применении которых к разделу наследства положения ст. ст. 1165 - 1170 ГК должны лишь учитываться, очевидно, что общие правила подлежат применению, если только специальными правилами не установлено прямого из них изъятия.
Однако ответ на поставленный вопрос будет различным для компенсации несоразмерности, возникшей в результате реализации кем-либо из наследников преимущественного права, предусмотренного ст. ст. 1168 или 1169 ГК. В первом случае, поскольку ование возникновения несоразмерности (передача неделимой вещи одному из наследников, обладему преимущественным правом) подпадает под диспозицию общего правила п. 4 ст. 252 ГК, постольку выбор между передачей имущества в натуре и денежной компенсацией принадлежит наследнику, имеющему право на получение компенсации. Практические последствия данного вывода сводятся к тому, что если в составе наследства, помимо неделимой вещи (ст. 1168 ГК), имеется и другое имущество, которое может быть в порядке компенсации передано соответствующему наследнику, то для ее замены на денежную сумму необходимо в силу абз. 2 п. 4 ст. 252 ГК получить согласие этого наследника.
Иначе обстоит дело с компенсацией несоразмерности, возникшей в результате реализации преимущественного права на предметы обычной домашней обстановки и обихода (ст. 1169 ГК). С учетом того, что эти предметы не подпад под условия ст. 252 ГК о наличии в законе запрета на раздел либо о физической невозможности раздела, денежная компенсация не требует обязательного согласия соответствующего наследника.
Еще один вопрос, связанный с компенсацией несоразмерности, возникшей в результате реализации преимущественного права, предусмотренного ст. ст. 1168 и 1169 ГК, - это вопрос о выборе формы компенсации. И если условия замены предоставления имущества в натуре на денежную компенсацию могут быть выведены из общих правил о разделе имущества, находящегося в долевой собственности (см. п. 2 настоящего комментария), то в отношении замены передачи имущества на предоставление иной компенсации такие условия не содержатся ни в гл. 16 ГК, ни в комментируемой статье.
Если судить по тексту п. 1 комментируемой статьи, то законодатель совершенно определенно отдает предпочтение "передаче другого имущества из состава наследства", ставя этот вид компенсации на первое место перед иными ее видами, в том числе "выплатой денежных сумм". Решение вопроса о выборе формы компенсации представляется актуальным не только в случаях, когда состав наследственного имущества позволяет выбирать между денежными средствами и имуществом, но и во всех остальных, поскольку, как уже отмечалось, компенсация может предоставляться не только из имущества, входящего в состав наследства, но и из другого принадлежащего наследникам имущества.
По нашему мнению, предметом компенсации прежде всего должно являться имущество, входящее в состав наследства. При отсутствии такого имущества либо невозможности компенсации этим имуществом соответствующей несоразмерности следует обращаться к иным видам компенсации. При этом под иными видами компенсации необходимо понимать любые из объектов гражданских прав, предусмотренные ст. 128 ГК: вещи (включая деньги и ценные бумаги), имущественные права, работы и услуги.
Пункт 2 комментируемой статьи предоставляет наследникам право договориться о сроке выплаты компенсации несоразмерности имущества, получаемого ими в натуре, с причитейся им в соответствии с законом или завещанием наследственной долей. Такое соглашение вполне укладывается в общие условия раздела имущества, находящегося в долевой собственности, когда сособственники имеют возможность договориться не только о размерах, форме, но и о порядке и сроках выплаты компенсации.
Однако только для компенсации несоразмерности, возникшей в результате реализации кем-либо из наследников преимущественного права, предусмотренного ст. ст. 1168 и 1169 ГК, п. 2 комментируемой статьи устанавливает, что при отсутствии договоренности выплата компенсаций должна предшествовать осуществлению соответствующего преимущественного права.
Таким образом, при недостижении наследниками соглашения о разделе наследства (в том числе в части сроков предоставления соответствующих компенсаций) спор о разделе наследства (выделе из него доли) будет как спор о праве гражданском рассматриваться судом. При этом суд должен будет в силу п. 2 комментируемой статьи обязать наследников выплатить компенсацию до реализации ими своего преимущественного права.
С учетом соотношения общих правил раздела долевой собственности с правилами комментируемой статьи последние не подлежат применению к случаям, когда необходимость компенсации вызывается наличием в составе наследства имущества, раздел которого запрещен законом (см. абз. 2 п. 3 ст. 252 ГК). Следовательно, если необходимость в компенсации возникла по причинам, не связанным с осуществлением прав в соответствии со ст. ст. 1168 и 1169 ГК, суд, рассматривая дело о разделе наследства, при установлении срока предоставления компенсации не должен руководствоваться указанием п. 2 комментируемой статьи, а будет исходить из имущественного положения соответствующих наследников, размеров и форм компенсации и т.д.
Положения п. 2 комментируемой статьи должны, по нашему мнению, применяться и в том случае, когда наследники, не договорившись о разделе находящегося в общей долевой собственности наследственного имущества, обращся в суд, однако не имеют разногласий относительно сроков предоставления соответствующих компенсаций, связанных с осуществлением кем-либо из них преимущественного права, установленного ст. ст. 1168 и 1169 ГК.
Правила комментируемой статьи подлежат применению к разделу наследственного имущества в течение трех лет со дня открытия наследства (ч. 2 ст. 1164 ГК).