1. Наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди независимо от призвания к наследованию, не лишенных наследства (пункт 1 статьи 1119), а также в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления (статья 1146) или в порядке наследственной трансмиссии (статья 1156).
Не допускается отказ в пользу какого-либо из указанных лиц:
от имущества, наследуемого по завещанию, если все имущество наследодателя завещано назначенным им наследникам;
от обязательной доли в наследстве (статья 1149);
если наследнику подназначен наследник (статья 1121).
2. Отказ от наследства в пользу лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается.
Не допускается также отказ от наследства с оговорками или под условием.
3. Отказ от части причитегося наследнику наследства не допускается. Однако если наследник призывается к наследованию одновременно по нескольким ованиям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное), он вправе отказаться от наследства, причитегося ему по одному из этих ований, по нескольким из них или по всем ованиям.
Задавайте ваши вопросы
Никто не задавал вопросов, вы будете первым.
В п. 1 назван круг лиц, в пользу которых наследник вправе отказаться от наследства. Это могут быть любые лица, которым завещано имущество (п. 1 ст. 1119 ГК), а также любые лица, входящие в состав наследников по закону любой очереди.
Ранее действовавшее законодательство (ст. 550 ГК 1964 г.) не отвечало на вопрос о допустимости отказа от наследства в пользу лиц, которые могли бы наследовать по праву представления. Сложившаяся по этому поводу практика (судебная и нотариальная) четко исходила из того, что отказ от наследства в пользу этих лиц возможен лишь при условии, что они призваны к наследованию.
В п. 1 ст. 1158 приведенное положение нашло законодательное закрепление. Среди лиц, в пользу которых допускается отказ от наследства, особо названы те, кто может наследовать по праву представления (п. 2 ст. 1142, п. 2 ст. 1143 и п. 2 ст. 1144 ГК) либо в порядке наследственной трансмиссии (ст. 1156 ГК). При этом специально подчеркнуто, что в их пользу можно отказаться от наследства лишь при условии, что они призваны к наследованию.
Для применения действующего законодательства, значительно расширившего круг наследников, которые в порядке очередности могут призываться к наследованию по закону, чрезвычайно важно определить, является ли призвание к наследованию необходимым условием и для выбора лиц, в пользу которых может быть совершен направленный отказ.
Сложившаяся на базе прежнего законодательства практика исходила из того, что отказ от наследства мог быть совершен в пользу наследников по закону любой очереди независимо от того, призваны они к наследованию или нет. Аналогичная точка зрения высказывается в комментаторской литературе после принятия части третьей ГК.
Вместе с тем ранее сложившаяся практика вызывала в юридической литературе совершенно справедливую, с нашей точки зрения, критику. Так, М.В. Гордон отмечал, что направленный отказ является способом перераспределения долей в рамках наследственного правопреемства, а не дарением. Поэтому он допустим в пользу не любого лица, а только того, кто может стать наследником по закону или по имеющемуся завещанию, т.е. кто призван к наследованию.
Нужно отметить и то, что в законодательстве некоторых союзных республик содержались нормы, прямо предусматривие право на получение направленного отказа только лицами, призванными к наследованию (например, ст. 553 Гражданского кодекса УССР).
Представляется, что содержание нового наследственного законодательства и, в частности, норма, сформулированная в п. 1 ст. 1158, позволяют прийти к выводу, что направленный отказ может быть совершен в пользу лиц из числа наследников по закону любой очереди, которые призваны к наследованию в связи с открытием наследства либо в связи с отпадением ранее призванных наследников.
Этот вывод может быть подтвержден следующим:
а) в п. 1 ст. 1158 указано, что отказ от наследства может быть совершен в пользу лиц из числа наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства. Следует иметь в виду, что лица, названные в составе любой очереди наследников по закону, являются лишь потенциальными наследниками. Реальными они становятся тогда, когда призывся к наследованию. Так, при наличии наследников первой очереди и принятии ими наследства лица, входящие в состав второй и последующих очередей, не являются наследниками применительно к конкретному открывшемуся наследству (п. 1 ст. 1141 ГК).
То обстоятельство, что закон ориентируется на реальных наследников, подтверждается закреплением условия о призвании к наследованию применительно к наследникам, призываемым по праву представления и в порядке наследственной трансмиссии;
б) направленный отказ отличается от абсолютного лишь тем, что при абсолютном доля отказавшегося наследника распределяется между всеми другими призванными наследниками, а при направленном переходит к тому из них, в пользу которого совершен отказ.
При ином решении нарушся установленные законом ования и порядок наследования.
Так, в силу ст. 1111 ГК наследование осуществляется по закону и по завещанию; при этом, если наследники в завещании не названы, к наследованию призывся наследники по закону в порядке очередности (ст. 1141 ГК и след.).
Вряд ли допустимо, чтобы в нарушение установленного порядка к наследованию призывались лица, выбранные наследником, который отказывается от наследства, поскольку в этом случае наследование возникает на овании воли наследника (например, единственный наследник по закону первой очереди передает в порядке направленного отказа наследство наследнику шестой очереди, либо наследник первой очереди при наличии других наследников той же очереди передает свою долю наследнику второй или последующих очередей);
в) и наконец, в условиях значительного расширения круга наследников по закону возможность совершить направленный отказ в пользу лиц, не призванных к наследованию, приведет к непоследовательности и несправедливости в наследственных правоотношениях.
Это может быть проиллюстрировано на следующем примере.
После смерти наследодателя к наследованию по закону были призваны его супруга, мать и дочь. Супруга сможет отказаться от своей доли в наследстве в пользу сына от первого брака, поскольку, будучи пасынком, он входит в состав наследников седьмой очереди; мать наследодателя вправе отказаться в пользу его двоюродной внучки, которая названа в составе наследников пятой очереди, а дочь в пользу своего сына - внука наследодателя отказаться не сможет, поскольку при жизни матери он не призывается к наследству по праву представления.
В ранее действовавшем законодательстве (ст. 550 ГК 1964 г.) специально предусматривалась возможность отказа от наследства в пользу государства или отдельной государственной, кооперативной или другой общественной организации.
В ст. 1158 государство, другие публичные образования и юридические лица в составе тех, в пользу кого можно отказаться от наследства, специально не выделены. Следовательно, действует общий принцип: отказ может быть совершен в пользу наследников по закону или по завещанию. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации и юридические лица могут призываться к наследованию только по завещанию (ст. 1116 ГК). Таким образом, если соответствующие лица названы в завещании, в их пользу может быть совершен отказ.
Российская Федерация, кроме того, является наследником по закону относительно выморочного имущества. В п. 1 ст. 1158 в качестве лиц, в пользу которых можно отказаться от наследства, названы лишь наследники по закону любой очереди. Следовательно, отказ от наследства в пользу Российской Федерации как наследника по закону не предусмотрен.
В п. 1 ст. 1158 указаны лица, в пользу которых отказ от наследства не допускается. Речь идет о наследниках по закону, которых наследодатель лишил наследства, сделав по этому поводу специальное завещательное распоряжение (ст. 1119 ГК). Следует иметь в виду, что этот запрет действует в отношении не только наследников, лишенных наследства, но и их потомков, которые могли бы наследовать по праву представления (п. 2 ст. 1146 ГК).
В п. 1 ст. 1158 нет запрета на отказ от наследства в пользу недостойных наследников (ст. 1117 ГК). Этот вопрос должен решаться в зависимости от того, призван ли недостойный наследник к наследованию в соответствии с правилами, установленными ст. 1117 ГК. Например, недостойными в силу закона признся родители, лишенные родительских прав в отношении умершего ребенка. Но они отстраняются от наследства только при наследовании по закону. Если же они все же названы в завещании и призывся к наследованию, в их пользу может быть совершен отказ другими призванными к наследованию наследниками.
В п. 1 ст. 1158 названы случаи, когда направленный отказ от наследства вообще не допускается.
Это имеет место, во-первых, если наследодатель завещал все свое имущество назначенным в завещании наследникам. Соответствующее правило действует вне зависимости от того, будут ли они наследовать в равных долях, указаны ли в завещании определенные доли либо названо конкретное имущество, предназначенное каждому из наследников. Важно лишь то, что наследодатель распорядился всем своим имуществом, распределив его между определенными лицами. Воля наследодателя не может быть изменена отказом одного из наследников от своей доли в пользу другого. В этом случае возможен лишь абсолютный отказ, в результате которого произойдет распределение доли отказавшегося наследника между наследниками по завещанию по правилам приращения долей (ст. 1161 ГК).
Из приведенной нормы можно сделать вывод, что такой запрет не действует, если все имущество завещано одному наследнику. В этом случае он может совершить направленный отказ в пользу наследников по закону, при этом наследник вправе совершить лишь абсолютный отказ, в результате которого наступят те же последствия, что и при непринятии наследства.
Во-вторых, нельзя отказаться в пользу других лиц от обязательной доли. Право на обязательную долю - это исключительное личное право, предоставленное законом определенному кругу лиц (ст. 1149 ГК). Возможен лишь абсолютный отказ от обязательной доли, который приведет к исполнению воли наследодателя, выраженной в завещании.
В-третьих, не допускается отказ в пользу иных лиц, если наследнику подназначен другой наследник. В этом случае абсолютный отказ от наследства опять-таки приведет к исполнению воли завещателя (ст. 1121 ГК).
Вместе с тем в соответствии со ст. 1121 ГК завещатель вправе подназначить наследника на случай, если назначенный им наследник или наследник по закону не примет наследство по указанным в этой статье или в завещании причинам. Из этого можно сделать вывод, что положение о недопустимости направленного отказа действует лишь тогда, когда завещатель подназначил наследника без указания причин отпадения овного наследника либо указал такое ование для отпадения, как отказ от наследства. При подназначении наследников на случай отпадения овного наследника по иным ованиям возможность совершить направленный отказ сохраняется.
Например, если наследник подназначен на случай смерти овного наследника, последний, будучи призванным к наследованию, может совершить направленный отказ.
В абз. 1 п. 2 ст. 1158 подчеркнут исключительный характер установленного в п. 1 ст. 1158 перечня лиц, в пользу которых может быть совершен направленный отказ.
Норма, содержащаяся в абз. 2 п. 2 ст. 1158, носит общий характер и должна быть включенной в ст. 1157 ГК, поскольку требование о недопустимости отказа от наследства с оговорками или под условием в равной мере относится и к направленному, и к абсолютному отказу.
Требование о безоговорочности и безусловности отказа от наследства по своей сути совпадает с аналогичными требованиями, предъявляемыми к принятию наследства (см. комментарий к абз. 3 п. 2 ст. 1152).
В п. 3 ст. 1158 содержится правило о недопустимости отказа от части наследства, которое также носит общий характер: оно относится как к абсолютному, так и к направленному отказу. Отказаться от наследства, как и принять его, можно полностью. Однако если принятие части наследства означает принятие всего наследства (п. 2 ст. 1152 ГК), отказ от части наследства не влечет никаких правовых последствий.
В п. 3 ст. 1158 еще раз обращено внимание на содержание принципа универсальности правопреемства (ср. с абз. 2 п. 2 ст. 1152 ГК). Наследование рассматривается как целое в пределах одного ования. Поэтому если наследник призывается к наследованию по разным ованиям, то, как и при принятии наследства, он может отказаться от наследства, причитегося ему по одному, нескольким или всем ованиям.
Например, если после смерти отца сын призван к наследованию на овании завещания, по которому ему был завещан автомобиль, и к наследованию по закону на долю в праве собственности на дом (вторая доля по закону предназначалась его матери), он может принять наследство по завещанию (автомобиль) и отказаться в пользу матери от своей доли в праве собственности на дом.
Запрет отказа от части наследства нельзя отождествлять с отказом от наследства в пользу нескольких лиц по частям. Такой отказ может быть совершен в разных вариантах: могут быть названы наследники, в пользу которых совершается отказ, и тогда доля отпавшего наследника распределяется между ними поровну; могут быть названы не только лица, в пользу которых совершается отказ, но и конкретные доли, в которых доля отпавшего наследника должна к ним перейти, либо конкретное имущество, которое предназначено каждому из них.
Например, сын, которому из принадлежавшего наследодателю имущества были завещаны автомобиль и акции, может отказаться от наследства в пользу призванных к наследованию по закону матери и сестры без указания долей, с указанием долей (например, матери 2/3 и сестре 1/3 завещанного ему имущества), с указанием конкретного имущества (матери - акции, сестре - автомобиль). В первом случае к матери и сестре в порядке приращения долей перейдет по 1/2 доли в праве на автомобиль и по 1/2 акций, во втором - у каждой возникнет право на автомобиль и акции в указанных сыном долях, в третьем - к матери перейдут акции, а к сестре - автомобиль.