1. Завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, включить в завещание иные распоряжения. Завещатель вправе отменить или изменить совершенное завещание в соответствии с правилами статьи 1130 настоящего Кодекса.
Свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве (статья 1149).
2. Завещатель не обязан сообщать кому-либо о содержании, совершении, об изменении или отмене завещания.
Задавайте ваши вопросы
Никто не задавал вопросов, вы будете первым.
В п. 1 ст. 1119 законодательно закреплен принцип свободы завещания, овывийся на гарантированном Конституцией РФ (ч. 4 ст. 35) праве наследования.
Свобода завещания проявляется прежде всего в том, что гражданин вправе по своему усмотрению распорядиться имуществом на случай своей смерти, т.е. он может совершить завещание, а может и не совершать его. При этом ни одно из указанных действий гражданин не должен мотивировать.
Свобода завещания выражается также в том, что гражданин путем свободного волеизъявления может завещать свое имущество любому лицу из числа лиц, указанных в ст. 1116 ГК. Следует отметить, что ГК расширен состав лиц, которым можно завещать имущество, по сравнению с ранее действовавшим гражданским законодательством.
Поскольку в состав возможных наследников наряду с другими лицами включены иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица и иностранные государства, на практике возникает вопрос о том, допустимо ли завещать указанным лицам земельные участки исходя из того, что согла п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15 Земельного кодекса и ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения иностранные государства не являются участниками земельных отношений, а иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь в собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, и земельные участки сельскохозяйственного назначения. Представляется, что наличие в завещании распоряжения о передаче права собственности на земельные участки с указанным целевым использованием названным лицам не будет являться ованием для признания этого завещания недействительным. Наследование в этом случае должно происходить на общих ованиях, установленных гражданским законодательством, а ограничение права собственности наследника по завещанию на такие земельные участки произойдет уже после принятия им наследства. В соответствии со ст. 238 ГК право собственности этого наследника на указанные земельные участки должно быть прекращено в течение года с момента возникновения указанного права, т.е. согла п. 4 ст. 1152 ГК со дня открытия наследства.
Ограничение по передаче наследственного имущества юридическим лицам может вытекать из его содержания. Например, земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения предоставлялись только гражданам (ст. 21 Земельного кодекса), а юридические лица не указывались в качестве субъектов таких земельных правоотношений. Кроме того, земельные участки, предоставляемые на праве пожизненного наследуемого владения, не подлежали и не подлежат отчуждению никаким иным образом, кроме как путем передачи по наследству. То есть в отношении таких земельных участков не может быть применимо положение п. 1 ст. 238 ГК об обязательном отчуждении имущества в установленный срок в случае, если это имущество не может принадлежать конкретному лицу. Поэтому земельные участки, предоставленные гражданам на праве пожизненного наследуемого владения, не могут быть завещаны юридическим лицам.
В качестве возможных наследников по завещанию законодатель также называет юридических лиц, специально указывая, что они могут быть призваны к наследованию по завещанию только в случае их существования на день открытия наследства.
На практике вполне реальна ситуация, при которой юридическое лицо, указанное в завещании в качестве наследника, на момент открытия наследства является реорганизованным или находится на стадии реорганизации. В связи с этим встает вопрос о том, кто в данном случае будет являться наследником. Поскольку к вновь созданному юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица, то вполне правомерным будет принятие наследства правопреемником реорганизованного юридического лица.
Более того, при этом вполне допустимо принятие наследства не одним юридическим лицом, которому было завещано имущество наследодателя, а несколькими юридическими лицами, образовавшимися при разделении этого юридического лица на несколько юридических лиц или при выделении из его состава нескольких юридических лиц. Доли в наследстве вновь созданных в порядке реорганизации юридических лиц могли бы определяться пропорционально стоимости перешедших этим юридическим лицам прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом или разделительным балансом (п. п. 3, 4 ст. 58 ГК).
Вместе с тем представляется однозначным, что данный вопрос требует законодательного урегулирования для всех допускаемых законом случаев реорганизации юридических лиц. Впредь до урегулирования этого вопроса на законодательном уровне можно было бы рекомендовать завещателю при назначении им юридического лица наследником подназначить другое или другие юридические лица, образованное или образованные в процессе реорганизации указанного в качестве первого наследника юридического лица.
Законодательными актами могут быть введены ограничения по передаче имущества в собственность юридических лиц. Так, например, за унитарными предприятиями имущество может быть закреплено на праве хозяйственного ведения, а за казенными предприятиями и учреждениями - на праве оперативного управления (см. ст. ст. 120, 294, 296 ГК, ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
В связи с этим в нотариальной практике часто возникает вопрос о возможности завещать имущество таким юридическим лицам. Представляется, что в силу вышеуказанных ограничений назначать этих юридических лиц наследниками недопустимо. Выход из создавшейся в данном случае ситуации видится в следующем. Передача названным юридическим лицам наследуемого имущества на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления возможна в случае назначения наследником собственника имущества унитарного, казенного предприятия, учреждения с возложением на него завещательного отказа по передаче наследуемого имущества на одном из указанных видов вещных прав унитарному, казенному предприятию, учреждению.
До 2008 г. законодательство Российской Федерации разграничивало на два самостоятельных объекта наследования банковский вклад в Сберегательном банке РФ и причитуюся по нему компенсацию, ограничив круг наследников, имеющих право на получение такой предварительной компенсации (см., например, ст. 124 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2003 г. N 117 Правила выплаты в 2003 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями согла Федеральному закону "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации").
Указанная предварительная компенсация подлежала выплате только наследникам первой очереди, т.е. наследникам по закону. В связи с этим наследники по завещанию, не являвшиеся одновременно наследниками первой очереди по закону, не могли наследовать эту компенсацию, несмотря на то что им был завещан сам вклад. В настоящее время указанное ограничение снято, и наследники по завещанию включены в круг наследников, которым может быть выплачена данная компенсация после смерти владельца вклада (см., например, ст. 18 Федерального закона от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и Правила осуществления в 2009 году компенсационных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, являющимся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2009 г. N 188).
Принимая во внимание имевшийся ранее у законодателя подход по разграничению банковского вклада и предварительной компенсации по нему на различные объекты наследования, представляется целесообразным рекомендовать завещателю указывать в завещании свою волю не только в отношении банковского вклада, но и в отношении всех связанных с ним выплат, включая и предварительную компенсацию.
Свобода завещания проявляется и в том, что завещатель по своему свободному волеизъявлению любым образом вправе определить доли наследников. Он может завещать все свое имущество или его часть, оставив другую часть незавещанной, одному наследнику либо всем наследникам в равных долях, либо определив каждому его долю, либо указав конкретное имущество, которое перейдет каждому из них, либо завещав все имущество нескольким наследникам без указания их долей.
Воля завещателя может быть выражена путем указания в завещании его распоряжения о лишении наследства одного, нескольких или всех наследников по закону. При лишении завещателем своих наследников по закону наследства они ни при каких условиях не могут быть призваны к наследованию, включая и наследование по праву представления (п. 2 ст. 1146 ГК). Однако данное правило не распространяется на наследование обязательной доли, в чем и проявляется ограничение свободы завещания. Лишение завещателем в специальном распоряжении наследства лица, имеющего право на обязательную долю, может повлечь недействительность завещания в части, нарушей права этого лица на обязательную долю, если нет ований для признания такого наследника недостойным или для отказа судом в присуждении обязательной доли (ст. 180, п. п. 1, 4 ст. 1117, п. 4 ст. 1131, п. 4 ст. 1149 ГК).
Наследник фактически лишается наследства и в случае, когда завещатель, распределив все свое имущество между другими наследниками, умолчит в завещании об этом наследнике. При этом наследник, не упомянутый в завещании, может быть призван к наследованию завещанного имущества, если наследники по завещанию откажутся от принятия наследства или если они будут признаны недостойными наследниками.
Завещатель вправе как указать в завещании только овных наследников, которые будут призываться к наследованию непосредственно после открытия наследства, так и подназначить овным наследникам других наследников, которые будут призываться к наследованию, если овные наследники не смогут или не пожел принять наследство либо будут лишены права наследования.
Завещатель вправе включить в свое завещание помимо указанных в ст. 1119 иные распоряжения. Но перечень этих распоряжений ограничивается ГК, который относит к их числу распоряжения по подназначению наследника (ст. 1121), по назначению душеприказчика (ст. 1134), по установлению завещательного отказа (ст. 1137) и (или) завещательного возложения (ст. 1139).
Таким образом законодатель, предусмотрев исчерпывий перечень распоряжений завещателя, в императивной форме определил возможное содержание завещания, исключив возможность включения в завещание каких-либо условий. В связи с чем представляется недопустимым включение в завещание различных условий перехода наследственного имущества к наследникам, например, таких, как получение специального образования, достижение определенного возраста, рождение ребенка, изменение брачных отношений и т.д.
Вместе с тем в Постановлении Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 351 "Об утверждении Правил совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках" предусмотрена возможность включения в завещание условий выдачи вклада, в том числе условий о выплате лицу, которому завещан вклад, определенных сумм в установленные вкладчиком сроки, о выдаче вклада лицу после достижения им определенного возраста. Однако в соответствии с п. 2 ст. 1128 ГК Правительство РФ наделено правом устанавливать лишь порядок совершения завещательного распоряжения денежными средствами в банках, в связи с чем вряд ли можно признать правомерным включение положений об условиях выдачи вклада в указанное постановление. Содержание же завещательного распоряжения, приравненного к нотариально удостоверенному завещанию, должно определяться в соответствии с п. 1 ст. 1119 ГК.
Завещатель вправе по своему усмотрению отменить или изменить совершенное завещание. Причем это право не ограничено ни сроком по совершению таких действий, ни их количеством. Об отмене завещания см. также комментарий к ст. 1130 ГК.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ гражданские права гражданина могут быть ограничены на овании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты, в частности, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Именно поэтому свобода завещателя по распоряжению своим имуществом на случай смерти ограничена законодателем правилами об обязательной доле в наследстве.
Нельзя назвать абсолютной и свободу завещателя по распределению имущества между наследниками. Хотя в состав наследственного имущества помимо вещей входят имущественные права и обязанности наследодателя (ст. 1112 ГК), распорядиться своим имуществом таким образом, чтобы кому-либо из наследников достались только обязанности наследодателя в виде его долгов, завещатель не может. Указанное ограничение следует из положения, содержащегося в п. 1 ст. 1175 ГК и предусматривего обязанность наследников отвечать по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к каждому из наследников наследственного имущества.
Исходя из принципа свободы завещания и тайны его совершения законодатель не обязывает завещателя сообщать кому бы то ни было, включая близких родственников, о совершенном им завещании, о его содержании, изменении или отмене.
Закрепляя законодательно принцип свободы завещания и тайны его совершения, законодатель тем самым гарантирует возможность совершения гражданином распоряжения своим имуществом на случай смерти добровольно и исходя из своего действительного волеизъявления. Составление завещания под влиянием насилия, угрозы, обмана со стороны третьих лиц или под влиянием заблуждения является ованием для признания завещания недействительным в соответствии со ст. ст. 178, 179 ГК.
Вместе с тем законодатель не ограничивает завещателя в праве сообщить любую информацию о совершенном им завещании кому бы то ни было. Однако данное правило применимо только к завещателю. Лицо, удостоверившее завещание, а также свидетели, переводчик, рукоприкладчик и душеприказчик, присутствовавшие при составлении завещания, не вправе до открытия наследства разглашать сведения о завещании. При нарушении кем-либо из этих лиц тайны завещания завещатель вправе воспользоваться способами защиты гражданских прав, указанными в ст. 1123 ГК.