1. При нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от ования недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
2. Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.
3. Не могут служить ованием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя.
4. Недействительным может быть как завещание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения. Недействительность отдельных распоряжений, содержащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными.
5. Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на овании другого, действительного, завещания.
Задавайте ваши вопросы
Никто не задавал вопросов, вы будете первым.
Настоящая статья является новой, она принята в развитие общих положений о действительности сделок исходя из особенностей и значимости завещания как односторонней сделки на случай смерти.
Как и любые другие сделки, завещание должно отвечать ряду обязательных требований, предусмотренных законом (по своему содержанию и форме соответствовать закону; выражать подлинную волю завещателя, обладего полной дееспособностью).
Нарушение этих требований закона влечет недействительность завещания: оно не имеет юридической силы и не порождает каких-либо правовых последствий.
В зависимости от вида и степени нарушения требований закона, предъявляемых к сделкам, в одних случаях завещание признается недействительным по решению суда (оспоримое завещание), в других оно недействительно само по себе независимо от решения суда (ничтожное завещание).
К числу недействительных ввиду их ничтожности законом отнесены завещания, если:
а) при передаче закрытого завещания нотариусу (п. 3 ст. 1126 ГК);
б) при удостоверении завещаний, приравненных к нотариально удостоверенным (п. 1 ст. 1127 ГК);
в) при изложении последней воли завещателем в чрезвычайных обстоятельствах (ст. 1129 ГК).
Точно так же завещание ничтожно, когда в нарушение требований ст. 1118 ГК оно совершено:
а) недееспособным лицом, или
б) через представителя, или
в) от имени двух и более лиц, т.е. так называемое совместное завещание.
Весь этот перечень ничтожных завещаний отличает то, что они не могут быть приняты к исполнению и не требуют признания их таковыми по решению суда, поскольку их ничтожность прямо определена законом.
К другой группе можно отнести завещания, недействительность которых признается только в судебном порядке. При этом не имеет значения, заявлено ли требование по ованиям ничтожности или оспоримости завещания.
Это вызвано тем, что, во-первых, как правило, без тщательного исследования представленных доказательств и проведения соответствующих экспертиз нельзя прийти к определенному выводу о действительности того или иного завещания. К примеру, при оспаривании завещания по мотивам подложности, т.е. его ничтожности, необходимо доказать, что оно составлено не завещателем, а иным лицом. Совсем не исключено, что в распоряжении истца таких доказательств не окажется, и суд откажет в удовлетворении иска.
Во-вторых, не все недостатки завещания и нарушения порядка его удостоверения достаточны для признания завещания недействительным.
Судом первой инстанции признано недействительным завещание по тем причинам, что нотариус внес исправление слова "август" на "сентябрь" в текст завещания и в книге реестров нотариальных действий подпись от имени завещателя выполнена не им самим, а другим лицом.
Признавая это решение суда ошибочным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ указала, что по смыслу закона завещание должно быть собственноручно подписано завещателем, лично им представлено нотариусу и нотариально удостоверено. Судом установлено, что приведенные требования по делу были соблюдены.
По мнению Судебной коллегии, несоблюдение требований удостоверительной процедуры или необходимых реквизитов завещания не является безусловным поводом к признанию его недействительным.
Поскольку судебная практика по этим спорам не отличалась единством, то для ее направления исключительно важны правила п. 3 ст. 1131 ГК. Исходя из данной нормы нельзя признать, что завещание недействительно из-за описок и других незначительных нарушений порядка его составления, подписания или удостоверения, если они не искаж волеизъявление завещателя.
Таким образом, максимальный учет судом подлинной воли наследодателя - одно из требований закона.
Завещание может быть признано недействительным по иску лица, права и законные интересы которого (действительные или предполагаемые) нарушены этим завещанием. К числу таких лиц относятся прежде всего наследники по закону и наследники по другому завещанию, отказополучатели, а также иные заинтересованные лица.
По своему составу круг этих лиц значительно шире, чем имеющих право обращаться в суд с заявлением в порядке особого производства по поводу нотариальных действий (ст. 310 ГПК). К числу последних судебная практика всегда относила только две категории лиц: тех, кому отказано в совершении нотариальных действий, и тех, в отношении которых они совершены. Все другие граждане и организации, чьи права и охраняемые законом интересы были затронуты нотариальным действием, вправе защищать свои права и охраняемые законом интересы путем обращения в суд с соответствующим иском.
В отличие от искового производства устранение тех или иных недостатков завещания в рамках особого производства имеет свои пределы. Так, неполнота или неясть завещания могут быть по-разному истолкованы нотариусом и наследниками умершего. Преодоление разногласий, связанных с различным пониманием завещания, возможно в особом производстве только при условии, если не ставится под сомнение сама действительность завещания. При возникновении спора о праве, ованном на совершенном нотариальном действии, в том числе и при оспаривании действительности завещания, дело может быть рассмотрено исключительно по общим правилам искового производства. Причем в силу п. 2 ст. 1131 обращение в суд с иском о признании завещания недействительным допускается лишь после открытия наследства.
Особенности возбуждения дел данной категории можно рассматривать в качестве специальных процессуальных норм. Дело в том, что завещание не порождает для завещателя никаких обязанностей. Он вправе и без обращения в суд в любое время изменить или отменить ранее составленное завещание. У других лиц, в частности наследников, субъективное право возникает только после открытия наследства. Следовательно, требование признать завещание недействительным при жизни наследодателя, с одной стороны, было бы беспредметно, а с другой - нарушало бы гарантированную законом свободу и тайну завещания (ст. 1123 ГК).
Завещание может содержать одно или несколько распоряжений. Любое завещание может быть признано недействительным в целом или в части, даже если оно состоит из одного распоряжения. Как правило, завещание признается недействительным частично при нарушении интересов наследников, имеющих право на обязательные доли, а также когда умерший распорядился общим имуществом либо принадлежащим другому лицу.
К примеру, детям от первого брака умерший завещал все свое имущество: сыну - квартиру, а дочери - садовый участок, автомобиль и денежный вклад. По иску пережившей супруги суд признал за ней право на половину квартиры и в этой части завещание признал недействительным. Признавать в целом завещание недействительным ований не имелось, так как можно с большой долей вероятности предполагать, что такое распределение имущества в овном соответствовало воле наследодателя. Ситуация была бы иной, если бы суд признал за пережившей супругой право на всю квартиру либо исключил квартиру из наследственной массы в связи с допущенными нарушениями при ее приватизации. Признание завещания недействительным только в этой части, по существу, означало бы лишение сына наследства, что явно входило бы в противоречие с желанием завещателя оставить нажитое имущество своим детям примерно в равных долях. Такое завещание должно признаваться недействительным полностью.
В каждом случае, когда ставится вопрос о признании недействительным одного из завещательных распоряжений, решение суда в целом по завещанию должно приниматься с учетом подлинной воли наследодателя и в зависимости от того, насколько самостоятельны и взаимосвязаны распоряжения завещателя, а также других конкретных обстоятельств.
По смыслу п. 5 ст. 1131 признание завещания недействительным не влечет отмену всех ранее составленных завещаний, а также не наделяет преимущественным правом тех или иных наследников. В этом случае наследники, в пользу которых было составлено отмененное завещание, наравне с другими наследниками могут призываться к наследованию в общем порядке, т.е. по закону, или на овании другого, ранее совершенного действительного завещания.
Вместе с тем, когда было признано недействительным завещание, совершенное под влиянием обмана, насилия или угрозы со стороны указанных наследников, они могут быть отстранены от наследования по закону или завещанию как недостойные (ст. 1117 ГК).
Для требований о признании сделок недействительными, в том числе и завещания, установлены специальные сроки исковой давности. По оспоримым сделкам это один год. Что касается ничтожных сделок, то иски о недействительности их последствий могут быть заявлены в течение трех лет начиная со дня, когда началось исполнение этих сделок (ст. 181 ГК).