Статья 1203 ГК РФ. Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву

Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

К деятельности такой организации, если применимым является российское право, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения.

Комментарии к статье

Статья 1203 восполняет пробел в отечественном коллизионном праве. В ОГЗ 1991 г. не было коллизионного правила, позволявшего устанавливать статут иностранной организации, не являющейся юридическим лицом. ОГЗ 1961 г. определяли гражданскую правоспособность иностранных предприятий и организаций, не ограничивая их круг юридическими лицами, лишь при совершении сделок по внешней торговле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям.

Участие иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, в международном гражданском обороте обусловливает постановку вопроса о личном законе таких "квазисубъектных" образований, их государственной принадлежности.

"Фигура" иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по праву страны, где такая организация создана, обозначена в российском законодательстве о внешнеторговой деятельности, о валютном контроле и валютном регулировании, об инвестициях. В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об овах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под иностранным лицом, занимимся внешнеторговой деятельностью, понимается, в частности, не являющееся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которая не принадлежит к российским лицам. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" называет в числе нерезидентов организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" включает в состав иностранных инвесторов иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, где она учреждена, и которая в силу этого законодательства вправе осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Все эти нормы - в отличие от ст. 1203 - применяются в рамках отдельных видов деятельности, образующих предмет специального регулирования (регулирование внешнеторговой, инвестиционной деятельности, валютное регулирование). Назначение приведенных норм - определить круг иностранных участников такой деятельности, подпадих под соответствующие правовые режимы, не ограничиваемые сферой гражданско-правовых отношений. Этой цели служат и дополнительные признаки, вводимые в указанные определения: "местонахождение за пределами Российской Федерации", "право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации". Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" предусмотрено участие - в качестве стороны соглашения о разделе продукции (инвестора) - создаваемого на ове договора о совместной деятельности и не имеющего статуса юридического лица объединения юридических лиц, которое вкладывает собственные, заемные или привлеченные средства (имущество и (или) имущественные права) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и является пользователем недр на условиях соглашения.


Правила ст. 1203 не имеют аналогов в Модели ГК для стран СНГ. Совпадие с ними нормы предусмотрены в ГК Армении. Такое же, как и в ст. 1203, определение личного закона иностранной организации содержится в Гражданских кодексах Белоруссии и Казахстана. Что касается нормы о применении к ее деятельности правил соответствующего кодекса, регулирующих деятельность юридических лиц, то в ГК Белоруссии она отсутствует, а в ГК Казахстана несколько отличается от правила ст. 1203.

В силу Закона Украины о международном частном праве личным законом иностранной организации, которая не является юридическим лицом в соответствии с правом государства, в котором такая организация создана, считается право этого государства. К ее деятельности на территории Украины применяется законодательство Украины, регулирующее деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из требований законодательства либо существа правоотношений.


Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, как и личный закон юридического лица (см. комментарий к ст. 1202), определяется на ове критерия инкорпорации - по праву страны, где эта организация учреждена. Представляется, что сходным образом (в сравнении со сферой действия личного закона юридического лица) должна определяться и сфера действия личного закона упомянутой организации. Личному закону организации, не являющейся юридическим лицом, подчиняются ее статус как субъекта права, требования к наименованию, вопросы создания, реорганизации и ликвидации, содержание правоспособности, порядок приобретения гражданских прав и принятие на себя гражданских обязанностей, внутренние отношения, способность отвечать по своим обязательствам.


ГПК и АПК допуск обращение организаций, не являющихся юридическими лицами, в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Как предусмотрено в ст. 400 ГПК, процессуальная правоспособность иностранной организации определяется на ове ее личного закона. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена (и в этом случае определяющим является критерий инкорпорации). Иностранные лица, в том числе иностранные организации, пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями (ч. 2 ст. 398 ГПК, ч. 1 ст. 254 АПК).


К организациям, не являющимся юридическими лицами, принадлежат, например, торговые товарищества в Австрии, Великобритании, Германии, США. В Соглашении между Российской Федерацией и Австрийской Республикой о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений термин "инвестор" в отношении Австрийской Стороны (при осуществлении капиталовложений на территории Российской Федерации) означает любое юридическое лицо или товарищество торгового права, ованное на объединении лиц, созданное в соответствии с законодательством Австрийской Республики и имеющее свое местонахождение на ее территории. Заметим, что Федеральный закон Австрии 1978 г. о международном частном праве содержит норму, определяющую личный закон юридического лица, какого-либо другого объединения лиц или имущества, которое может быть носителем прав и обязанностей.

Положения Закона Эстонии о международном частном праве, определяющие статут юридического лица, применяются также к иным организованным объединениям лиц и пулам, а к договорным объединениям, не имеющим организационной структуры, подлежат применению положения названного Закона относительно договоров.

Регламент ЕС 1985 г. санкционировал создание европейских объединений с общей экономической целью. Такое объединение (как и его предшественники - создаваемые на национальном уровне, например, с 1967 г. во Франции объединения с общей экономической целью) может функционировать, не имея статуса юридического лица. В октябре 2001 г. Советом Европейского союза был утвержден регламент об Уставе европейской компании, с которым связано рождение в Европейском союзе наднациональной организационно-правовой формы юридического лица.


В ст. 1203 речь идет лишь об иностранных организациях - в отличие от ст. 1202 ГК, где раскрывается понятие личного закона любого юридического лица - как российского, так и иностранного. Отсутствие в составе адресатов российских организаций, не являющихся юридическими лицами, обусловлено обозначенным в части первой Кодекса кругом субъектов гражданского права. Степень участия подобных образований (например, некоторых общественных и религиозных объединений) в гражданско-правовых отношениях может практически исключать потребность в придании им качества субъекта таких правоотношений, как и потребность в постановке вопроса об их личном законе.

Не является юридическим лицом простое товарищество, статус которого определяется договором простого товарищества (договором о совместной деятельности). При отсутствии соглашения сторон о выборе применимого права к этому договору на овании п. 1 и подп. 2 п. 4 ст. 1211 ГК применяется право страны, с которой договор наиболее те связан (этим правом в отношении такого договора считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где в овном осуществляется деятельность простого товарищества). Полное же товарищество с введением в действие части первой ГК отнесено к юридическим лицам, тогда как ранее действовавший Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности", предоставляя полному товариществу право на собственное наименование с указанием организационно-правовой формы и обязывая его осуществлять государственную регистрацию, отказывал ему в статусе юридического лица.


Правила, сформулированные в ч. 2 ст. 1203, позволяют восполнить пробел, который может возникнуть в случаях, когда к деятельности иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, подлежит применению российское право. В этих случаях применяются правила ГК, регулирующие деятельность юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа отношения. Термины "закон" и "иные правовые акты" следует понимать в значениях, определяемых соответственно в п. п. 2 и 6 ст. 3 ГК. К числу правил Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц и подлежат (в контексте ст. 1203) применению к иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, принадлежит и норма п. 1 ст. 2 о применении правил, установленных гражданским законодательством, к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом и (в силу ст. 7 ГК) международным договором Российской Федерации. Как представляется, в ч. 2 ст. 1203 речь идет о правилах ГК, которые, во-первых, применимы к решению тех вопросов деятельности иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, которые возник вне сферы действия ее личного закона и, во-вторых, регулируют деятельность юридических лиц, соотносимую по своим правовым характеристикам (в каждом случае) с деятельностью упомянутой организации. В связи с этим небезынтере отметить, что ГК Казахстана предусматривает применение к деятельности иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, правил ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из законодательства этой Республики или существа обязательства.


Вопросы пользователей (0)

Задавайте ваши вопросы

Никто не задавал вопросов, вы будете первым.


Написать