Исполнитель завещания имеет право на возмещение за счет наследства необходимых расходов, связанных с исполнением завещания, а также на получение сверх расходов вознаграждения за счет наследства, если это предусмотрено завещанием.
Задавайте ваши вопросы
Никто не задавал вопросов, вы будете первым.
В соответствии с комментируемой статьей душеприказчику подлежат возмещению все расходы, связанные с исполнением завещания, исходя из его полномочий, указанных в завещании. Возмещение расходов в отличие от вознаграждения душеприказчика не зависит от того, упоминается о нем в завещании или нет.
Вместе с тем законодатель оговаривает, что подлежат возмещению не любые расходы, а лишь необходимые, без которых нельзя было обойтись. Поскольку точного определения необходимых расходов в комментируемой статье не содержится, в юридической литературе высказывается мнение о том, что к необходимым "следует относить не только расходы, которых нельзя было избежать, но и те расходы, которые производятся в интересах наследников с целью предотвратить более значительные затраты в будущем (например, осуществление ремонта протекей крыши дома во избежание его разрушения и порчи находящегося в нем имущества)".
Представляется правильной позиция авторов, предполагих, что "при несении расходов, связанных с исполнением завещания, душеприказчик, как и любой иной участник гражданских правоотношений, должен проявлять разумность и добросовестность".
Следует признать, что указанное требование к поведению исполнителя завещания можно отнести не только по выбору им вида принимаемых мер, но и по определению размера оплаты по ним.
Источником возмещения произведенных душеприказчиком расходов является только наследственное имущество. Расходы по исполнению завещания, произведенные сверх стоимости наследственного имущества, возмещению в силу закона не подлежат, что также должно способствовать принятию исполнителем завещания разумного решения о необходимости и целесообразности предполагаемых расходов по исполнению завещания.
Названные расходы возмещся исполнителю завещания до уплаты долгов кредиторам наследодателя, т.е. в соответствии со ст. 1174 ГК они включся в число других первоочередных подлежащих возмещению расходов.
В комментируемой статье ничего не говорится по поводу необходимости документального подтверждения произведенных душеприказчиком расходов. Представляется, что данный вопрос может быть урегулирован по договоренности между наследниками и душеприказчиком. При недостижении согласия между указанными лицами возникший между ними спор будет подлежать рассмотрению судом с учетом конкретных обстоятельств и действующего законодательства по каждому виду и размеру расходов.
Кроме возмещения расходов, связанных с исполнением завещания, законодатель впервые предусматривает право душеприказчика получить вознаграждение за счет наследства. Однако этим правом он обладает лишь в случае, когда оно закреплено в завещании.
Поскольку вознаграждение душеприказчику возмещается за счет того же наследства, что и другие расходы по исполнению завещания, представляется, что данное вознаграждение является составной частью всех расходов, связанных с исполнением завещания. В связи с этим в соответствии с п. 2 ст. 1174 ГК оно должно подлежать возмещению до уплаты долгов кредиторам наследодателя и в пределах стоимости перешедшего к каждому из наследников наследственного имущества.
Обратиться за вознаграждением душеприказчик может только после исполнения им надлежащим образом возложенных на него обязанностей. Представляется, что, если душеприказчик не сможет по уважительным причинам выполнить свои обязательства полностью, он вправе обратиться за получением части вознаграждения, если из завещания не вытекает иное. Исходя из своих полномочий исполнитель завещания вначале должен передать наследственное имущество наследникам и лишь затем как кредитор наследодателя обратиться к ним за выплатой вознаграждения. При этом исполнитель завещания должен уложиться в предусмотренные п. 3 ст. 1175 ГК пределы сроков исковой давности.
Гражданский кодекс не ограничивает размер вознаграждения, за исключением лишь того, что, как уже указывалось, оно возмещается в пределах стоимости перешедшего к каждому из наследников наследственного имущества. Завещатель волен либо определить в завещании размер вознаграждения душеприказчика, либо предусмотреть право душеприказчика на получение вознаграждения. Во втором случае исполнителю завещания придется договариваться о размере вознаграждения с наследниками, возможно, принимая во внимание обычаи делового оборота.
Вознаграждение, полученное душеприказчиком за исполнение завещания, рассматривается налоговыми органами как доход физического лица, подлежащий налогообложению в порядке и размерах, которые предусмотрены Налоговым кодексом (см. письмо Федеральной налоговой службы от 21 марта 2006 г. N 04-2-03/57).
На практике периодически встает вопрос о том, может ли быть произведена исполнителю завещания оплата расходов на охрану наследственного имущества и управлению им в порядке, предусмотренном в ст. 69 Ов законодательства о нотариате. Согла этой статье оплата указанных расходов до принятия наследства наследниками может производиться на овании распоряжения нотариуса за счет наследственного имущества.
Представляется, что положения этой статьи не могут быть применимы к душеприказчикам. Исполнитель завещания осуществляет меры по охране наследства и управлению им в течение срока, необходимого для исполнения завещания, в целях обеспечения перехода к наследникам наследственного имущества. То есть исполнителю завещания в любом случае следует дождаться принятия наследства наследниками, которые, оценив необходимость, разумность и обованность принятых мер и произведенных расходов душеприказчиком, могут принять решение о возмещении указанных расходов. При этом данные расходы должны подлежать оплате только после возмещения наследниками других расходов, подлежащих в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 1174 ГК возмещению в первоочередном порядке. Кроме того, при отсутствии в законе определения понятия "необходимые расходы, связанные с исполнением завещания" или критериев отнесения расходов к таковым нотариус, осуществляющий свою деятельность в рамках бесспорной юрисдикции, не может самостоятельно решить этот спорный вопрос, выходящий за пределы его компетенции. Таким образом, полагаем, что расходы исполнителя завещания, связанные с исполнением им завещания, не могут быть возмещены на овании распоряжения нотариуса.