1. Правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на наименование места происхождения товара), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
2. Использованием наименования места происхождения товара считается, в частности, размещение этого наименования:
1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагся к продаже, продся, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;
3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
4) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
3. Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).
Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными.
4. Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается.
Задавайте ваши вопросы
Никто не задавал вопросов, вы будете первым.
Пункт 1 комментируемой статьи по своему содержанию аналогичен первой фразе п. 1 ст. 1484 ГК РФ, относящейся к исключительному праву на товарный знак. См. комментарий к п. 1 ст. 1484 ГК РФ.
См. также ст. 1229 ГК РФ и п. 4 комментария к ст. 1229 ГК РФ.
В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено несколько наиболее характерных способов использования, которые составляют содержание исключительного права на НМПТ. Всего здесь указано четыре таких способа. Все они - дословно - совпад с аналогичными способами использования товарного знака, указанными в п. 2 ст. 1484 ГК РФ. Комментарий, данный к этой статье, полностью применим к НМПТ, с заменой терминов.
Следует, однако, учитывать, что владелец исключительного права на НМПТ может использовать НМПТ только для товаров, обладих указанными специфическими признаками и произведенными в границах соответствующего географического объекта.
Исключительное право на НМПТ, как оно изложено в п. 1 и п. 2 комментируемой статьи, может реализовываться владельцем исключительного права на НМПТ, а если таких владельцев более одного - то любым и каждым из них.
Исключительное право владельца НМПТ распространяется только на использование НМПТ на товарах, обладих указанными особыми свойствами и производимыми в границах указанного географического объекта (либо в связи с такими товарами).
Исключительное право на НМПТ распространяется также на наименования, сходные с НМПТ до степени смешения (см. также абз. 2 п. 3 комментируемой статьи и п. 1 ст. 1537 ГК РФ).
Очевидно, что исключительное право на НМПТ распространяется не только на указанные товары, но и на однородные товары.
О сходстве до степени смешения см. п. 16 комментария к ст. 1483 ГК РФ.
Об однородных товарах см. п. 11 комментария к ст. 1484 ГК РФ.
Изложенное в п. 1 и 2 комментируемой статьи составляет положительную, позитивную часть исключительного права владельца НМПТ.
Запретительной, негативной части этого права посвящен п. 3 данной статьи, который, к сожалению, изложен не очень четко.
В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрены действия, которые "не допускся", т.е. те действия, которые владелец исключительного права на НМПТ может запретить. Всем этим действиям дано общее название: "незаконное использование НМПТ".
Указано несколько категорий таких действий.
Во-первых, незаконными являются любые действия по использованию НМПТ, осуществляемые лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, т.е. не имеющими своего исключительного права на НМПТ.
Следует отметить, что из этой нормы вытекает, что действия лиц, имеющих свое собственное свидетельство на НМПТ, т.е. действующих в "своем праве", не счится незаконными.
В комментируемой статье законодатель особо подчеркивает, что если лицо, не имеющее своего свидетельства на НМПТ, использует НМПТ, то незаконным использованием НМПТ являются любые действия этого лица, в том числе и использование НМПТ для товаров, обладих указанными особыми свойствами и производимых в указанном географическом объекте, даже если при этом используются такие слова, как "род", "тип", "имитация" и т.п. (например, вода типа "Нарзан").
Во-вторых, указано в абз. 1 п. 3 комментируемой статьи, незаконным использованием НМПТ является использование НМПТ любым лицом, если оно относится к товарам, не отвечим установленным требованиям, т.е. не имеющим указанных особых свойств и (или) не производимым в границах указанного географического объекта.
Следует отметить, что этот второй случай незаконного использования НМПТ относится и к тем лицам, которые имеют свидетельства на НМПТ. Незаконность действий этих лиц в данном случае состоит в том, что они действуют за пределами предоставленного им исключительного права.
В абзаце 1 п. 3 комментируемой статьи предусматривается, что использование не НМПТ, а сходного обозначения для любых товаров, если оно способно ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара, также считается незаконным использованием НМПТ. Таким образом, использование сходных с НМПТ обозначений, тем более применяемых для товаров, не являющихся однородными с указанными товарами, запрещается только в том случае, если оно вводит потребителя в заблуждение, а не абсолютно.
О сходстве до степени смешения см. п. 16 комментария к ст. 1483 ГК РФ.
Если товары, законно маркированные НМПТ, были введены в гражданский оборот, то дальнейшее их использование не должно считаться незаконным использованием НМПТ. Иными словами, к праву на НМПТ должны по аналогии применяться нормы ст. 1487 ГК РФ. См. также комментарий к этой статье.
Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи называет материальные объекты, незаконно маркированные НМПТ или обозначением, сходным с ним до степени смешения, "контрафактными".
О правовом значении этого определения см. ст. 1537 ГК РФ.
Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что владелец исключительного права на НМПТ не может распоряжаться им, в частности не может ни отчуждать его другому лицу, ни предоставлять это право другому лицу по лицензии.
Аналогичная норма имеется в отношении фирменного наименования (п. 2 ст. 1474 ГК РФ).
Запрет распоряжения исключительным правом на НМПТ, конечно, существенно ограничивает само исключительное право, но не меняет его сути и не противоречит самой идее исключительного права, хотя такое мнение высказано в литературе.