Нарушением прав автора селекционного достижения и иного патентообладателя является, в частности:
1) использование селекционного достижения с нарушением требований пункта 3 статьи 1421 настоящего Кодекса;
2) присвоение произведенным и (или) продаваемым семенам, племенному материалу наименования, которое отличается от наименования соответствующего зарегистрированного селекционного достижения;
3) присвоение произведенным и (или) продаваемым семенам, племенному материалу наименования соответствующего зарегистрированного селекционного достижения, если они не являются семенами, племенным материалом этого селекционного достижения;
4) присвоение произведенным и (или) продаваемым семенам, племенному материалу наименования, сходного с наименованием зарегистрированного селекционного достижения до степени смешения.
Задавайте ваши вопросы
Никто не задавал вопросов, вы будете первым.
Параграф 6 главы 73 ГК РФ состоит из двух статей, только одна из которых (ст. 1447) соответствует названию указанного параграфа.
Защита прав авторов селекционных достижений и иных патентообладателей может осуществляться в соответствии с общими нормами ГК РФ: ст. 12 ("Способы защиты гражданских прав"), ст. 1251 ("Защита личных неимущественных прав"), ст. 1252 ("Защита исключительных прав").
Комментируемая статья посвящена вопросам нарушений прав авторов селекционных достижений или иного патентообладателя.
В ранее действовавшем законодательстве указанные вопросы были урегулированы в двух статьях: ст. 28 и 29 Закона о селекционных достижениях.
Комментируемая статья содержит примерный перечень действий, наруших права автора селекционного достижения или иного патентообладателя.
В комментируемой статье привлекает внимание норма подп. 1, согла которому нарушением прав автора селекционного достижения и иного патентообладателя (далее - нарушения прав патентообладателя или контрафакция) считается использование селекционного достижения с нарушением требований п. 3 ст. 1421 ГК РФ, т.е. несанкционированное патентообладателем осуществление с семенами и племенным материалом селекционного достижения определенных действий (производство и воспроизводство; доведение до посевных кондиций для последующего размножения; предложения к продаже; продажа и иные способы введения в гражданский оборот; вывоз с территории Российской Федерации; ввоз на территорию Российской Федерации; хранение в вышеуказанных целях).
Однако в ст. 1421 ГК РФ имеется п. 2, в соответствии с которым исключительное право на селекционное достижение распространяется также на растительный материал и на товарных животных (используемые в целях, отличных от воспроизводства, соответственно, сорта или породы), которые были получены, соответственно, из семян или племенных животных, если такие семена или племенные животные были введены в гражданский оборот без разрешения патентообладателя, и п. 4, в соответствии с которым исключительное право действует также в отношении так называемых зависимых селекционных достижений, существенным образом наследующих признаки другого селекционного достижения (см. комментарий к п. 2 и 4 указанной статьи).
Следовательно, законодатель допустил неточность, не сделав ссылку также на п. 2 и 4 ст. 1421 ГК РФ. Поэтому следует полагать, что нарушением прав автора и иного патентообладателя можно считать также использование селекционного достижения с нарушением требований п. 2 и 4 ст. 1421 ГК РФ.
Более корректно, на мой взгляд, были решены проблемы с ответственностью за нарушение прав патентообладателя в ст. 28 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях, согла которой любое физическое или юридическое лицо, использующее селекционное достижение с нарушением требований, установленных настоящим законом, считается виновным в нарушении права патентообладателя.
Полагаю также более корректным разделение положений о контрафакции и составов правонарушения, связанных с наименованием селекционных достижений, как это было сделано в ст. 28 и 29 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях. Ведь правонарушения в сфере наименований селекционных достижений прямо не связаны с контрафакцией, они могут сопутствовать контрафакции, являясь, скорее всего, формой недобросовестной конкуренции.
В связи с вышеизложенным нельзя согласиться с мнением тех специалистов, которые относят нарушения, связанные с наименованием селекционного достижения, к разновидностям нарушения исключительного права на селекционное достижение, т.е. контрафакции.
Как указывалось выше, комментируемая статья содержит примерный перечень нарушений прав автора селекционного достижения.
Сказанное означает, что возможно выявление иных нарушений прав автора селекционного достижения, прямо не указанных в комментируемой статье.
К таким нарушениям можно отнести право авторства, являющегося личным неимущественным правом.
Сущность нарушения прав авторства заключается в заимствовании чужого селекционного достижения путем его присвоения либо приписывания его себе или другому лицу. В случае присвоения одно лицо (группа лиц), ознакомившись с содержанием решения другого лица (группы лиц), подает от своего имени заявку на патент на селекционное достижение.
В случае приписывания одно лицо (группа лиц), не подав заявки и не получив патента, именует себя действительным автором селекционного достижения, запатентованного другим лицом.
Кроме того, возможны споры, связанные с принуждением к соавторству, принуждением к отказу от авторства или от подачи заявки.
Защита нарушенного права в подобных случаях осуществляется предъявлением в суде гражданского иска о признании авторства истца и лишении ответчика присвоенного им права автора или о запрете называться автором.